В избу

Орки

Происхождение орков - спорная тема (с) Morgoth's Ring, Myths Transformed X. С чем я всецело согласен. Но раз уж начал с этим разбираться, то надо это делать до конца. У самого профессора нет точных и непротиворечивых указаний о происхождении орков, и о том, наличествует ли у них феар. Приверженец любой точки зрения может найти достаточно цитат, подтверждающих его мнение. Длительные споры по этому предмету на дискуссионном mail-листе Арды-на-Куличках не привели к видимым результатам. Также осталось без результатов и личное обсуждение этого вопроса на специально подготовленном семинаре. Поэтому, видится мне, необходимо как-то упорядочить все, известные на сегодняшний день, материалы по оркам и мнения различных орковедов. В идеале, надо бы перевести все имеющиеся тексты, относящиеся к этой теме, но этого, к сожалению, пока нет. Более того, ВСЕХ текстов не будет еще очень долго, поскольку эта тема, как и все остальное в Арде, связана со многими другими.

Уточню, что в данной статье используются только сведения из книг JRRT. Он и сам себе в этом вопросе противоречит, дай-то Эру, - с ним бы разобраться. В этой статье я постараюсь сначала проанализировать основные тексты по оркам, привести доводы орковедов, и в конце изложу свое мнение по вопросу. Итак, тексты.

Властелин Колец (и Хоббит)

Никаких прямых сведений о природе орков здесь не изложено, если не считать строчки из приложений о народах и языках о том, что орки были выведены Темной Силой в Древние Дни. Но чтение ВК дает нам очень хорошее описание поведения орков, их языка и привычек.

На протяжении всех шести книг мы не встречаем ни одного хорошего отзыва об этом народе (народе ли?) даже из уст их самих. Это достаточно мерзкие с виду существа, ненавидящие всех вокруг и друг друга в том числе. Они без всякой причины уничтожают все и всех вокруг себя, а пытки считают развлечением. Причем тяга к убийству и пыткам у них настолько сильна, что перевешивает и волю их Властелина, и понятия о дисциплине военного времени. Шаграт, как все помнят, настаивал на помещении Фродо на самый верх башни, не доверяя в этом плане даже собственным солдатам. И подобным примерам несть числа. Вывод - орки являют собой самое худшее, что есть в Эрухини, но полностью лишены всяких положительных черт. А значит - стереть их с лица Арды, поскольку исправить их нельзя, а оставлять в живых - опасно. В лучшем случае, отогнать их подальше, чтобы не отсвечивали.

Эта точка зрения близка и понятна. Но не единственна. Что скажут на это сами орки? А скажут они примерно следующее: кто, собственно, писал историю Войны Кольца да и вообще всю историю. Эльфы! Эльфы и их друзья! А они напишут... Что может написать народ, который несколько тысяч лет только и занимался тем, что резал орков (да и друг друга тоже)?! Они-то и орков не встречали, кроме как на войне, а это, сами знаете...

Логика есть. Правда, с дырами. Не раз эльфам удавалось спастись из орочьего плена. Пример - жена Элронда. Так что знали, что говорили. Хоббиты тоже рассказали достаточно. И не надо про то, что это были военнопленные - Сэм подслушал совсем не то, а пытать Келебриан.... Так что врали про орков очень мало. А какие есть свидетельства в пользу орков? Есть. Мало их, и слабы они в глазах многих, но есть. Я приведу, а насколько они сильны, - решайте сами.

Искусство. "Это оружие орков, сказал он [Гимли], осторожно держа нож и с отвращением разглядывая рукоять с вырезанной на ней мерзкой, злобно ухмыляющейся рожей с косыми глазами". Считается ли искусством такая рожа - решайте. Кроме того, орки пели.

Способность к сотрудничеству. Под властью хозяина орки могли работать с кем угодно, но не об этом речь. В "Хоббите' сказано, что были случаи, когда гномы заключали союзы с орками. Насколько прочны были такие союзы и чем это гномы с орками занимались - неизвестно, но сам факт их наличия говорит, мне кажется, о многом.

Свободная воля. Классический пример - Шаграт с Горбагом. Находясь на очень высоких, для орков, постах, они всерьез задумывались о дезертирстве и вольной жизни. И причины для отказа от этого у них были исключительно рациональные. Могли ведь и сбежать. Так что, не так уж были подчинены орки Саурону, как утверждают многие.

Теперь о феа, в рамках вышеизложенного. Является ли наличие творчества у народа признаком наличия феа у его представителей (или хотя бы у тех, кто творит)? Уверен, что большинство ответит: "да". Весь вопрос в том, что считать творчеством. Профессор, думаю, эту рукоять за творчество не счел бы. Но тут я бы не согласился. Представьте себе орка, терпеливо и методично украшающего свой любимый кинжал резьбой, и скажите, что это, по-вашему, если не искусство? Что же до художественных качеств резьбы, то многие ли их читающих это могут придать вырезанному ими на рукояти лицу злобное и мерзкое выражение? Я - нет. А что вы скажете о художестве древних людей?

Сильмариллион

"Но мудрые в Эрессэа справедливо считают, что все, те Квэнди, кто оказался в руках Мелькора, были сломлены, прежде чем попали в Утумно, где, будучи в плену, были, путем долгих мучений, искажены и превращены в рабов. И таким образом Мелькор вывел, в насмешку и подражание эльфам, жуткий народ - орков, которые впоследствии были их злейшими врагами", - "О приходе эльфов".

"Это было, может быть, самое подлое деяние Мелькора и наиболее противное Илуватару", - там же.

"Кто они [орки] были и откуда они взялись эльфы не знали, но думали, что это, должно быть, Авари, одичавшие в глуши. Догадка эта, как говорят, близка к истине", - "О Синдар".

Это все, что говорит о происхождении орков Сильмариллион.

Первая цитата, мне кажется, показывает отношение к оркам самого Толкиена в момент написания Сильмариллиона. Если он назвал мнение мудрых в Эрессэа верным, то и сам, по-видимому, считал также.

То есть орки - это бывшие эльфы, искаженные Мелькором. Это косвенно подтверждается и мнением эльфов Белерианда, среди которых в то время жила Майа. Уж мнению-то Мелиан, думаю, можно доверится.

Кольцо Моргота. Измененные Предания. Текст VIII

Этот текст датируется Кристофером 1959 годом и является: "размышлениями с ручкой в руках", - по его же словам. Он содержит рассуждения о природе орков и наличии у них феа, причем выводы сделанные в конце текста прямо противоположны начальным установкам. Я бы с удовольствием привел его здесь полностью, но это очень увеличило вы статью и потребовало бы включения в нее и остальных текстов (IX и X).

В этом тексте Толкиен сомневается в эльфийском происхождении орков: "... Elves, as a source, are very unlikely" и считает, что они лишены феар. Он называет их зверьми, не более независимыми чем собаки или лошади, чья речь сходна с речью попугаев.

Несмотря на то, что мои слова кажутся наглостью мне самому, я не готов согласится с этими рассуждениями. И в защиту этого мнения предлагаю рассмотреть, к чему они ведут.

Этот текст противоречит сам себе. В начале указывается, что орки могли выступать против своего Властелина - Мелькора (в мыслях - точно). Это подтверждается словами из Сильмариллиона о том, что орки ненавидели Мелькора и служили ему из страха. С тезисом об орках-животных это согласуется слабо. И уж совсем это не согласуется с приведенным в конце текста утверждением о том, что Моргот был источником воли орков, и они не имели иной воли, кроме его.

В ранее написанном письме[1], Толкиен писал, что речь является признаком наличия души, - видимо придется отказаться и от этого.

Но последнее, самое сильное противоречие, лежит, как мне кажется, в другом, а именно в оценке Мелькора. В самом деле, если предположить, что орки - есть творение Мелькора, то все обвинения в его падении и неспособности творить оборачиваются ничем. Но этого и не предполагается. А значит орки - искажение существующего ранее. И это могут быть только Эрухини. Но тогда Мелькор смог лишить их феа, данного Илуватаром, изменить их судьбу, что противоречит как строкам этого же текста ("Это может сделать только Эру"), так и всему, что говорится Финродом в "Атрабет".

Надо сказать, что Толкиен упомянул об этом в конце этого же текста, где, без всякиой связи с предыдущими рассуждениями (по мнению Кристофера), все же упомянул о возможности эльфийской крови в орках и о наличии у последних феар. Похожи ли были его рассуждения на те, что я изложил выше или нет, но видно, что противоречие их "Атрабет" он тоже прекрасно видел[2].

Кольцо Моргота. Измененные Предания. Текст IX

В этом тексте Толкиен впервые четко высказывает мысль о смешанной природе орков. Согласно этому, орки имеют среди своих предков и эльфов и людей, захваченных и искаженных Мелькором в разное время. Также здесь повторяется идея из текста VIII о наличии среди орков неких духов, привлеченных на свою сторону Мелькором. Эти орки-вожаки были гораздо сильнее и ужаснее обычных, срок их жизни намного превосходил срок жизни[3] людей. Многие предания утверждали, что их нельзя убить[4]. Но эти духи, по мере жизни среди орков и рождения детей становились все больше привязанными к веществу Арды и не могли более менять тела или обходится без них. Будучи убитыми, такие Майар развоплощались навсегда, подобно Саурону после уничтожения Кольца.

Кольцо Моргота. Измененные Предания. Текст X

Этот текст датируется Кристофером 1960 годом и, согласно комментариям, является последней работой JRRT на эту тему. Здесь JRRT все больше склоняется к человеческому происхождению орков, хотя для этого ему и приходится "сдвинуть" время пробуждения людей ко времени Великого Похода Эльдар. То есть орки имеют смешанную природу, но первые их них были людьми, искаженными Морготом.

Никаких рассуждений о феар в тексте нет, но по ясно, что орки здесь считаются народом, сравнимым с Эрухини. Их поступки объясняются их собственной, хоть и извращенной Мелькором волей. Сказано, однако, что, будучи в рабстве у Мелькора, орки почти (почти, но ведь не совсем!) потеряли способность сопротивляться ему.

Очень важным является следующий пункт: превращение людей в орков носило постоянный характер. Сказано, что люди, служащие Морготу, за несколько поколений становились похожими на орков и по разуму и по поведению. Впоследствии их скрещивали с настоящими орками для улучшения породы - потомки были сильнее и изобретательнее. То есть граница между орком и человеком оказывалась настолько тонкой, что и само существование ее могло стоять под вопросом. И уж конечно такие орки имели феар.

Следующий отрывок мне кажется настолько важным, что я приведу его целиком. "Но даже до того, как злодейство Моргота [по превращению людей в орков] было раскрыто, Мудрые в Древние Дни всегда считали, что орки не созданы Мелькором, а значит, не являются абсолютным злом. Они могут быть неизлечимыми (эльфами или людьми), но глубоко внутри они сохраняют приверженность Закону. Они могли, поскольку у них не было выбора, быть пальцами на руке Моргота и преодолевать величайшие испытания, но они не могли сами контролировать свою жестокость и вероломство. Пленников нельзя было пытать, даже для того, чтобы получить сведения, нужные для защиты домов эльфов и людей. Если какие-нибудь орки сдавались в плен и просили о снисхождении, им должны были его дать, независимо ни от чего. Таково было учение Мудрых, хотя в ужасе Войны с ним и не всегда считались". Надо заметить, что о возможности ПРИНЯТИЯ орков Илуватаром (а значит и "выдаче" им феар) Толкиен упоминает (очень осторожно) и в тексте VIII. Это, по его мнению, возможно в том случае, когда есть надежда на их исцеление в будущем. Как видим, позднее это стало его окончательной точкой зрения.

Из восьмого же текста, мы можем узнать, куда после смерти попадают феа орков: "И, умирая, они идут в Мандос, где содержатся в заточении до Конца Дней". О том же, что будет после Конца Дней, говорит Сильмариллион: "Тогда темы Илуватара будут сыграны верно, и обретут Бытие в момент звучания, каждый постигнет его замысел и свою роль в нем, каждый поймет каждого, и Илуватар даст их думам тайный огонь, ибо будет доволен".

Мелкие дополнения по тексту X[5]

Насчет того, что орки, жившие в Белерианде до возвращения Мелькора не умели драться. Сказано, что Саурон остался в Средиземье. И он оценил скорость, с которой плодились орки, и решил овладеть Средиземьем именно с их помощью. Эльфы, рассуждал он, вернутся еще не скоро, а когда вернутся, все Среднеземье будет заполнено орками. И готовил он из них настоящие армии. Сказано также, что Саурон, которого орки слушались не так хорошо, как Мелькора, после его поражения достиг гораздо лучшего контроля над ними, чем его хозяин, используя ненависть орков ко всем остальным народам. Однако его орки всегда должны были находиться в состоянии войны с каким-нибудь врагом, иначе они начинали драться друг с другом.


Примечания
1 Эти слова приводится в комментариях к тексту VIII (комментарий 3).
2 В этом тексте упоминается мнение Финрода, хотя и не точное. См. комментарий 9 к тексту VIII.
3 Упоминания об этих духах и их свойствах встречаются и в тексте X.
4 Например, имя "Больдог" часто встречается в рассказах о Войне. Но, возможно, "Больдог" - не личное имя, а титул или даже название этих существ: Майар, принявших вид орков, только менее грозных, чем Балроги (прим. Кристофера).
5 Эти сведения не имеют никакого отношения к теме статьи. Просто об этом, насколько мне известно, никто не упоминал ранее. Зато мне пару раз довелось слышать о злобных Нолдор, напавших на мирных и неподготовленных к войне орков.

Используются технологии uCoz